В настоящее время наш рабочий день закончен. Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Joomly
"Фабрика мебели" (№1/2006)

Автоматизация предприятия. С чего начать?
Часть 2.

В первой части статьи были рассмотрены общие принципы автоматизации мебельного предприятия. Теперь рассмотрим функции отдельных его подразделений в плане возможностей их автоматизации. 
Илья Коломин

     В общем случае, мебельное производство может быть серийным, единичным («на заказ»), или универсальным, сочетающем в себе оба типа производств. В последние время наблюдается тенденция к увеличению доли мебели, выпускаемой по индивидуальным заказам, в том числе и на крупных серийных предприятиях. Это напрямую связано с обострением конкуренции среди производителей мебели, несмотря на то, что рынок еще далек от насыщения. Среднедушевое потребление мебели в России по разным оценкам составляет от 5,5 долларов до 12 евро, что во много раз меньше, чем в европейских странах. Например, в Англии этот показатель равняется 135 долларам, во Франции – 150, в Италии 162, а в Германии целых 258 долларов. Реальная потребность россиян в мебели (т.н. отложенный спрос) оценивается в 5,5 млрд. долларов, тогда как платежеспособный спрос всего в 1,5 млрд. долларов.

    Несмотря на это российский потребитель, даже при ограниченных средствах, прежде всего, обращается к качественной и соответствующей его эстетическим потребностям мебели, причем ряд специалистов отмечают рост интереса именно к отечественной мебели. Этим и объясняется необходимость перехода для многих предприятий к полному или частичному производству мебели по индивидуальным заказам. Увы, низкий потребительский спрос вынуждает их в буквальном смысле бороться за каждого платежеспособного покупателя. Это особенно заметно на примере корпусной мебели, которая составляет до 85% общего объема мебели.

     Известно, что даже при изготовлении мебели на заказ не менее 70% изделий являются стандартными для данного предприятия. Приведенное ниже разбиение операций по подразделениям, как уже говорилось в предыдущей статье, чисто функциональное: в частности, всегда можно объединить конструкторский и технологический отделы, а на небольших производствах эти функции реально выполняют от одного до трех работников в должности, назовем ее так, «конструктор-технолог». Впрочем, это не запрещает определенного разделения труда между ними внутри конструкторско-технологического подразделения.

     Итак, рассмотри этапы прохождения заказа по подразделениям.

    Прием заказа

    Процесс приема заказа на корпусную мебель может производиться двумя основными способами, назовем их условно «салон» и «предприятие». В первом случае прием заказов происходит в условиях мебельного салона (магазина) и выполняется менеджерами по продажам (продавцами), имеющими поверхностные знания о технологии изготовления мебели. Он предполагает работу с заранее сформированным прайс-листом, в котором перечислены стандартные изделия. Чаще всего заказчику предоставляется только возможность выбора цвета материала, вида фасадов и фурнитуры. Как вариант иногда допускается изменение некоторых размеров, или даже внутреннего наполнения, но только в строго ограниченном диапазоне. Основным критерием при автоматизации приема заказов в условиях салона является качество трехмерного изображения и скорость оформления заказа. Этот способ предполагает отделение производства от реализации: заказ формируется из изделий, уже находящихся на складе, либо выпускаемых серийно и передаваемых на склад. По этой причине для автоматизации работы салона можно использовать любые программы, работающие с трехмерными изображениями, совместно с программой автоматизации складского учета или обычным Microsoft Excel. Единственная сложность заключается в получении прайс-листа в электронном виде. Именно совместимость с информацией, получаемой от производителя реализуемой мебели, часто является определяющей при выборе программы для автоматизации салона.
Вариант «предприятие» не имеет никаких ограничений по стандартности изделий. Прием заказа осуществляет конструктор, обладающий понятием о дизайне, или дизайнер, знающий конкретное производство. Этот вариант предполагает передачу заказа в производство, а, следовательно, и конкретные сроки исполнения. От того, в каком виде принятый заказ поступит на предприятие, зависит очень многое: время выполнения заказа, количество дополнительных согласований с заказчиком, необходимость корректировки стоимости. Конечно, входной информацией для процесса изготовления изделия может быть и обычный карандашный или компьютерный эскиз, но это чревато двумя основными проблемами. Во-первых, на основе полученного эскиза конструктор вынужден практически заново конструировать изделие, в процессе чего неизбежны искажения первоначального замысла, например, по технологическим причинам или вследствие субъективных ошибок. Во-вторых, при увеличении доли индивидуальных заказов в общем объеме производства конструкторское подразделение объективно становится «самым слабым звеном», т.к. именно оно затягивает сроки выполнения заказов, постоянно согласовывая и пересогласовывая варианты с заказчиками.

     Единственным условием эффективной работы по приему заказов в данном варианте является прямая передача заказа в производство. Для этого необходимо установить программное обеспечение, позволяющее на основе принятого заказа сформировать в автоматическом режиме полный комплект конструкторско-технологической документации. Подробно о подобных программах рассказывалось в № 5 за 2005 год.

     На крупных мебельных комбинатах прием заказов предполагает более длинную цепочку действий и исполнителей: от службы маркетинга (изучение потребностей рынка, договора с оптовыми покупателями) через плановый отдел (постановка задачи на календарный период – год, квартал, месяц) до конструкторско-технологического подразделения. Обычно этот процесс входит составной частью в общую стратегию управления предприятием, а соответствующее программное обеспечение интегрируется с ERP-системой (см. № 3 за 2005 г.).   

Конструкторско-технологическая проработка заказа

     На этом этапе следует разделить изделия, принятые в производство, на две группы: стандартные и нестандартные. Стандартные изделия – это те, на которые уже спроектированы модели, посчитаны сметы и выпущена конструкторско-технологическая документация. Иными словами, это те изделия, которые, минуя конструктора, идут напрямую к технологу. К конструктору же попадают изделия, которые еще не производились на данном предприятии. Понятно, что, проектируя новое изделие, конструктор обязан «держать в уме» особенности того производства (материалы, технологии, оборудование), на котором это изделие будет изготавливаться.

     С точки зрения автоматизации это достигается тем, что к чисто конструкторским программам весьма и весьма желательно добавить программы раскроя материалов и расчета себестоимости. С одной стороны, казалось бы, зачем конструктору технологический модуль раскроя? С другой же стороны, уже на этапе проектирования желательно предусмотреть, насколько рационально детали этого изделия будут кроиться. Известно ведь, что изменение размеров деталей на 10…20 мм порой бывает несущественным для заказчика, но коренным образом изменяет схему укладки заготовок на листе в сторону серьезной экономии. Аналогично дело обстоит и с расчетом себестоимости - мало спроектировать изделие, нужно еще представить порядок затрат на его изготовление, как материальных, так и трудовых, для того, чтобы не выйти за обозначенные суммы и при необходимости оперативно внести изменения в конструкцию.

 
     Когда конструктор выполнит свою работу, он передает электронную (а возможно – и дополненную бумажной) документацию (модели, чертежи) технологу. Технолог должен решить две основные задачи:
- произвести технологическую коррекцию рабочих и сборочных чертежей, выпустить карты раскроя, таблицы операций, командные электронные файлы для управления станками с ЧПУ, короче говоря – выпустить конструкторско-технологическую документацию для производства в ее конечном виде;
- получить заявку на комплектацию – полный список материалов и комплектующих, необходимых для изготовления данного заказа, а также (если необходимо) – и обоснованную цену (себестоимость) данного заказа с полным перечнем статей калькуляции.

     Иными словами, после технологической проработки заказа поток документов разбивается на две части: одна часть документов поступает на производство, а другая часть - в службу материально-технического снабжения (обеспечения) производства.

     Исходя из этого, программное обеспечение для рабочих мест конструктора и технолога должно включать в себя программы  (модули) конструирования изделия, раскроя материалов и расчета себестоимости. В зависимости от принятой системы организации работ возможны некоторые различия в наборе модулей для конструктора и технолога (например, раскроем занимается только технолог), но главным требованием является полная информационная совместимость всех программ. Вообще, следует отметить такую важную характеристику программного обеспечения, как модульность. Системы, построенные по модульному принципу, позволяют при внедрении минимизировать финансовые затраты на автоматизацию за счет оптимальной конфигурации рабочих мест.

     Отметим еще одно обстоятельство. Часто расчет экономических показателей выполняется специалистами, не связанными непосредственно с производством, но которым для работы необходима «технологическая» информация, желательно в электронном виде. Это означает, что автоматизированная система должна иметь возможность экспорта в наиболее распространенные форматы данных, например, текстовый формат (*.txt), формат Microsoft Excel  (*.xls), формат баз данных dBase (*.dbf), которые воспринимаются большинством бухгалтерских программ.

Материально-техническое обеспечение заказа

     Итак, технолог выдал заявку на комплектацию – список, в котором указано, сколько и каких материалов и комплектующих необходимо поставить на производство, чтобы принятый заказ был выполнен. Как правило, на каждом производстве есть склад (а то и – несколько складов), на котором и хранятся эти материалы. Есть ли там требуемый материал? Если есть, то какое количество его имеется в наличии в настоящее время? Достаточно ли этого количества для выполнения заказа, или необходимо докупить? Нужно ли всегда держать  в резерве определенное количество материалов или брать их «под заказ»? Вопросов много, особенно если учесть, что в заказе может фигурировать несколько десятков позиций, да и самих заказов в день может быть не один. Найти ответы на все вопросы точно и вовремя без специализированной компьютерной складской программы невозможно.

     Для автоматизации складского учета можно использовать и программу, не связанную с конструкторско-технологической частью, но в этом случае придется вручную вводить в компьютер информацию, которая уже существует в электронном виде. Предпочтительнее найти вариант, при котором информация от технолога может напрямую перейти в складскую программу. Остальное – дело техники. В зависимости от наличия и количества того или иного материала на складе автоматически формируются один или два документа: накладная на получение со склада (если заявленное количество имеется в наличии) и ведомость на закупку (если заявленного количества нет).

Изготовление и сдача заказа

     Производство – это то, ради чего и существует все вышесказанное. На производстве воедино соединяются человеческие ресурсы (кто будет делать), материальные ресурсы (из чего и чем делать), конструкторская документация (что делать) и технологическая документация (как делать). Грамотное соединение этих четырех вещей приносит то, для чего, в конечном итоге, и существует любое производство – получение материального прибыли всеми участниками этого процесса. Строго говоря, ни о чем другом здесь речи и не идет. И чем грамотнее организовано производство – тем больше будет размер этой прибыли. Что же такое «грамотная организация»? Из каких этапов состоит процесс внедрения системы автоматизации? Какие проблемы возникают на этих этапах? Как их решить? На эти и другие вопросы – ответы в следующей статье.

БАЗИС – комплексная система автоматизации проектирования,
технологической подготовки производства и реализации корпусной мебели

Высокие функциональные возможности программного обеспечения, производимого фирмой, позволяют использовать его не только в мебельном производстве, но и в машиностроении, приборостроении, строительстве и других областях. Сегодня программное обеспечение БАЗИС можно смело отнести к CAD системам среднего класса, которое позволяет решать задачи производства на базе недорогих персональных компьютеров.

Новости

все новости
  • 17 - 18 апреля 2024 года состоится мебельный форум в г. Ярославль Подробнее...  
  • Можно приобрести безлимитное использование услуги БАЗИС-Рендер на 30 дней с выбором скорости рендера.  
  • С 03 по 06 апреля 2024 года в г.Краснодар в ВКК «Экспоград Юг» пройдет международная выставка UMIDS Подробнее...  
  • 21 февраля 2024 года состоится семинар в г. Минск Подробнее...
© 2024, ООО "Базис-Центр"