Система БАЗИС – ваш оптимальный выбор
Любое производство имеет свою структуру, состоящую из взаимодействующих подразделений и работников, которое, по сути, заключается в обмене информацией между участниками производственного процесса. При этом эффективность работы производства напрямую зависит как от количества, так и от качества этих информационных потоков.
Автоматизированные предприятия отличаются от неавтоматизированных тем, что у первых эффективность, качество и стабильность информационных потоков гораздо выше, чем у вторых. Это объясняется тем, что:
n Скорость передачи информации в электронном виде на порядок превышает скорость бумажного документооборота.
n Вследствие уменьшения влияния человеческого фактора резко снижается количество ошибок.
n Контроль за работой автоматизированной системы осуществляется человеком, который в любой момент может оперативно внести необходимые коррективы.
Для решения этих задач более тысячи предприятий использует систему автоматизации мебельного производства «Базис». Структура системы «Базис» - модульная. Каждый модуль представляет собой отдельную программу и автоматизирует труд одного или нескольких смежных подразделений. Модули могут работать как автономно, так и в составе единой системы. Понятно, что во втором случае эффект от внедрения «Базиса» будет несоизмеримо выше. Разбирая этапы прохождения заказа по всей производственной цепочке, можно оценить, какие функции выполняют различные модули системы.
Прием заказа
В общем случае мебельное производство может быть серийным, единичным или смешанным. Известно, что даже при изготовлении мебели на заказ, не менее 70% корпусной мебели являются стандартными изделиями для данного предприятия. Система «Базис» позволяет осуществлять прием заказов в условиях салона (магазина) с помощью модуля «Базис-Салон», а также комплекта модулей «Базис-Мебельщик», «Базис-Шкаф», «Базис-Смета». И если первый вариант позволяет принять заказ по заранее сформированному прайс-листу из стандартных изделий (вариант продажи в магазине), то второй – не имеет никаких ограничений по стандартности изделий.
Конструкторско-технологическая проработка заказа
На этом этапе следует разделить изделия, принятые в производство, на две группы: стандартные и нестандартные. Стандартные изделия – это те, на которые уже спроектированы модели, рассчитаны сметы и выпущена конструкторско-технологическая документация. Иными словами, это те изделия, которые, минуя конструктора, идут прямиком к технологу. К конструктору же в разработку попадают те изделия, которые еще не производились на данном предприятии. Понятно, что проектируя новое изделие, конструктор обязан «держать в уме» особенности того производства (материалы, технологии, оборудование), на котором это изделие будет изготавливаться. Это достигается тем, что к чисто конструкторским модулям «Базис-Мебельщик» и «Базис-Шкаф» добавляются модули «Базис-Смета» и «Базис-Раскрой». Казалось бы, зачем конструктору технологический модуль раскроя? Затем, чтобы уже при проектирвоании нового изделия можно было предусмотреть, насколько рационально детали этого изделия будут кроиться. Изменение размеров деталей на 10…20 мм порой коренным образом изменяют схему укладки заготовок на листе в сторону серьезной экономии. Аналогично обстоит дело и с модулем «Базис-Смета»: мало спроектировать изделие, нужно еще оценивать порядок затрат на его изготовление, как материальных, так и трудовых.
Конструктор, спроектировав новое изделие, передает электронную документацию (модели, чертежи) технологу, который решает две задачи:
n технологическая коррекция рабочих и сборочных чертежей, выпуск карт раскроя, таблиц операций, электронных файлов для управления станками с ЧПУ;
n получение заявки на комплектацию (полный список материалов и комплектующих ) с помощью модуля «Базис-Смета».
Другими словами, после технологической проработки изделия документооборот разбивается на два потока: непосредственно в производство и в службу материально-технического снабжения производства.
Безусловно, распределение работ по должностям «конструктор» и «технолог» - чисто условное: как показывает практика, обычно эти работы выполняются силами единого конструкторско-технологического подразделения, а на небольших предприятиях – порой даже силами одного специалиста!
Материально-техническое обеспечение заказа
Заявка на комплектацию, выданная технологом, представляет собой список, в котором указано, сколько и каких материалов необходимо поставить на производство для изготовления изделия или заказа. Как правило, на каждом производстве есть склад, на котором хранятся эти материалы. Есть ли там заявленный материал? Если есть, то сколько его там сейчас? Хватит ли этого количества на заказ? Или нужно докупить? Нужно ли всегда держать по этому материалу некоторый запас или брать его «под заказ»? Вопросов много, а если учесть, что в заказе может фигурировать несколько десятков позиций, да и самих заказов в день может быть много, то становится ясно, что без специализированной компьютерной программы не обойтись. Модуль «Базис-Склад» осуществляет прием заявок на комплектацию, выполняет приход и расход материалов, ведет контроль за закупками у поставщиков и за движением материальных ценностей внутри предприятия.
Таким образом, система «Базис» представляет собой комплексную систему автоматизации мебельных предприятий, инструмент, позволяющий значительно повысить эффективность их работы.
Фото кухни, спроектированной в системе «Базис», любезно предоставлено ОАО «Графское», г. Воронеж